Способы восстановления трудовой книжки при ее утере

Способы восстановления трудовой книжки при ее утере

Информация о том, где работал человек, какие должности он занимал, по какой причине был уволен, сколько времени находился безработным, зафиксирована в трудовой книге. Это документ, который в числе первых потребует предъявить работодатель при устройстве соискателя на работу. А что, если книжка будет утеряна? Как восстановить данные о трудовой деятельности и получить новый документ? Разберемся в этом вопросе.

Содержание:

Кто должен заниматься процедурой восстановления документа?

С момента приема гражданина на работу его трудовой документ хранится у работодателя, в отделе кадров. Выдаваться на руки собственнику книжка может при расчете или переводе на другое место работы, а также при необходимости обращения гражданина в органы соцстрахования (это указано в статье 62 ТК РФ). Все остальное время документ должен находиться у нанимателя, и именно он несет ответственность за его хранение.

Если книжка была утеряна (повреждена, испорчена полностью или частично) во время хранения у работодателя, заниматься восстановлением также придется ему. Утрата или порча трудовой может произойти по вине сотрудников предприятия, имеющих доступ к документам, и восстановлением обязан заниматься наниматель.

Возможны даже массовые потери трудовых книжек, находящихся на хранении у работодателя, например, в случае пожара. Чрезвычайные ситуации не снимают с нанимателя ответственности, – переоформлять придется ему.

Если утрата документа произошла по вине его владельца, разумеется, и восстанавливать должен он сам. В случаях, когда в трудовой было немного записей, и они почти не влияют на последующую трудовую деятельность и общий стаж работника, можно не восстанавливать, а завести новую.

Какие действия нужно предпринимать?

Перед тем как приступать к восстановлению книжки, необходимо собрать сведения и бумаги, которые могут быть полезны в этом деле:

  • паспорт – является подтверждающим личность удостоверением;
  • новый бланк – его можно приобрести в ларьках Роспечати и в магазинах, в отделах с канцелярскими товарами;
  • ксерокопия старой книжки (возможно, владелец когда-либо делал копию всего документа или отдельных его страниц, это поможет восстановить записи);
  • договора о трудоустройстве или хотя бы список предприятий, на которых работал человек, примерные периоды и занимаемые должности;
  • информация о переводе или назначении на новую должность (эти сведения помогут восстановить утраченные записи);
  • выписка из Пенсионного фонда о трудовом стаже.

Способы получения дубликата

При утрате трудовой книги ее владельцем закон предусматривает возможность оформления дубликата. Сделать это можно несколькими способами, в зависимости от конкретной ситуации.

Обращение к работодателю

Самым простым будет случай, если человек трудился только в одном месте, и предприятие является действующим. В таком случае необходимо обратиться к бывшему работодателю с заявлением о выдаче копии книжки. В течение 15 дней он обязан предоставить дубликат заявителю.

Этот способ можно использовать и в случае, если мест трудоустройства было несколько, но подробностей о занимаемых должностях и периодах работы в книжке указано не будет. Наниматель внесет в нее только сведения об общем стаже и последней должности. Если же нужна подробная информация обо всех прошлых местах работы, придется обращаться к каждому нанимателю лично.

Быстрее процесс двинется, если у гражданина на руках имеется заверенная копия ТК. В этом случае восстановить трудовую книжку получится по ксерокопии, указав в ней непрерывный трудовой стаж. Ксерокопию нужно предоставить бывшему работодателю вместе с другими документами, подтверждающими трудоустройство.

Важно! Чтобы ксерокопия могла быть использована для восстановления записей о стаже, ее необходимо заверить у должностного лица. Об этом будет свидетельствовать надпись: «Копия верна» на каждой странице или на последнем листе, если все они сшиты вместе. Также на копии должны стоять подпись и печать специалиста.

Обращение в МФЦ

С появлением в стране Многофункциональных центров процедура получения документов и услуг значительно упростилась. МФЦ работают по принципу «одного окна». Благодаря межведомственному взаимодействию всю необходимую информацию специалисты центра запрашивают без участия гражданина, в Государственном Архиве.

При обращении в МФЦ гражданин пишет заявление установленного образца с просьбой восстановить утерянную трудовую книжку. При себе нужно иметь паспорт. Собирать сведения о прошлых местах работы ему не придется, что является бесспорным преимуществом данного способа. Недостаток заключается в том, что в Архиве хранятся только сведения, которые работодатели лично передавали в него. Если какие-то сведения не зафиксированы, в дубликате они также не будут отображены.

выдача дубликата

Обращение в Пенсионный Фонд

Чтобы восстановить стаж при утере трудовой книжки, можно обратиться в отделение ПФР с соответствующим заявлением. В 10-дневный срок его сотрудники обязаны выдать заявителю справку с указанием информации о трудовом стаже (его длительности, местах работы и периодах работы). Эта услуга является бесплатной. С собой нужно взять паспорт и СНИЛС.

Недостатком этого способа является возможное отсутствие в ПФР полных данных о трудовой деятельности граждан (особенно, если стаж более 15 лет), в связи с недавним ведением учета.

Подача заявления в суд

Еще один способ получения дубликата – обращение в суд. В заявлении физлицо указывает причину утраты книжки и сохранившиеся у него данные, касающиеся трудовой деятельности. Суд сам направит запросы работодателям и соберет все необходимые сведения. Если предприятие или компания, в которой работал человек, на момент составления иска уже не существует, информацию получают, опросив бывших коллег заявителя. Но важно знать, что услуги суда придется оплачивать заявителю, и сумма будет зависеть от объема работы, которую потребуется проделать для сбора всех данных.

Использование портала Госуслуги

Современные граждане привыкли решать многие вопросы, касающиеся государственных услуг, через сайт электронного правительства, поэтому их интересует, можно ли восстановить трудовую книжку при утере через Госуслуги. К сожалению, такой возможности госпортал не предоставляет. Портал предоставляет лишь справочную информацию о восстановлении книжки, а также адреса сайтов МФЦ и ПФР по месту проживания.

Утрата трудовой книжки, особенно людьми среднего и пожилого возраста, равносильно потере надежды на хорошую пенсию в старости. Весь накопленный с годами стаж может быть утрачен. Особенно обидно, если человек занимал высокую должность и имел приличную зарплату. Но и при наличии небольшого количества записей такая потеря – новость неприятная. Тем не менее, отчаиваться не стоит. Способов оформления дубликата существует несколько, все данные можно восстановить, хоть на это и уйдет некоторое время.